Обращение к читателю

Этот сайт посвящен выходу в свет 18 августа 2003 года книги Ольги Викторовны Буковой "Обители преподобного Серафима Саровского".

1-го августа 2003 года Православная Церковь отметила столетие со дня канонизации преподобного Серафима Саровского, прославленного русского подвижника и чудотворца. Богослужения, молебны, акафисты в честь Саровского старца служили, пели, читали в Америке, Европе, Африке, Азии, России - везде, где есть православные приходы.

В 1903 году пышные торжества прославления Саровского подвижника, нашли свое отражение в многочисленных книгах, воспоминаниях паломников, в обширном фотографическом материале. Они привлекли пристальное внимание русской общественности еще и потому, что самое деятельное участие в канонизации Серафима Саровского принимал Государь Император Николай II, который вместе со своей супругой и членами царской семьи участвовал в саровских и дивеевских торжествах.

Книг о батюшке Серафиме и Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители до революции было издано довольно много. Дореволюционные писатели: Л. Денисов, Е. Поселянин, М. Макаревский, С. Нилус, В. Розанов обращались к теме женских обителей, объединенных именем Саровского старца, ими было обращено внимание на удивительно добрые отношения батюшки с приходящими к нему женщинами, что было большой редкостью для того времени. Этими же исследователями была отмечена и та важная роль, которую сыграл преподобный Серафим Саровский в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей. Но почему-то никто из исследователей не подсчитал того количества женских обителей, которые были основаны с благословения или предсказания дивного старца. А на наш взгляд это очень важный момент, в какой-то мере объясняющий необыкновенный подъем женского монашества, который произошел в Нижегородской губернии в XIX в., и который был, без сомнения, отблеском духовного подвига преп. Серафима Саровского. По велению Божией Матери батюшка Серафим стал духовным наставником и утешителем дивеевских сирот, приходивших в обитель за советом и помощью. И, несмотря на недовольство братии своего монастыря, соблазняющейся частым приходом к нему женщин, он безропотно понес крест их духовного окормления. Многих жен-подвижниц помимо своих дивеевских сирот наставлял преп. Серафим к жизни духовной, пророчески провидя впереди большие и малые события в их жизни.

В лице женщин батюшка нашел верных и прекрасных учениц, которые повиновались его указаниям, ревностно выполняли его послушания, духовно возрастая год от года. Они упражнялись в молитвенных подвигах, осваивали аскетическое делание, учились нелицемерной любви друг к другу, много трудились. Батюшка умел сострадать каждой пришедшей к нему женщине, он не делал различия между крестьянкой и дворянкой, ему, великому сердцевидцу, была открыта душа каждой из них. Горе и слезы крепостной крестьянки трогали его душу так же, как и слезы женщины из высшего света. Сама манера общения батюшки с женщинами, такая редкая в то время, вызывала к нему огромное доверие. Руководствуясь духовным опытом умного, любящего старца Серафима и его святыми молитвами, вдохновленные его напутствием, женщины стали созидать новые обители и восстанавливать старые, опустевшие как в Нижегородской губернии, так и далеко за ее пределами. Автором данной книги в течение многих лет собирался и изучался материал, включающий в себя жития святых, подвижников благочестия, церковные предания, сказания, а так же архивные документы, отражающие историю Нижегородских женских монастырей, духовно связанных с преп. Серафимом Саровским и основанных с его благословения. В ходе изучения церковного и архивного материала было выявлено, что с благословения и предсказания преп. Серафима Саровского в Нижегородской губернии было основано восемь женских обителей, а две возобновлены. Таким образом, можно говорить о десяти женских монастырях, связанных с именем Саровского старца.

Изучение архивных материалов показало, что уставы монастырей, основанных преподобным Серафимом Саровским, очень похожи: так почти везде в воскресные и праздничные дни перед Литургией или после нее читался параклис - канон молебный к Божией Матери, который служится нараспев. Исполнение параклиса, чтение неусыпаемой Псалтири у иконы Божией Матери, негасимая лампада у иконы Богородицы, все это являлось правилами, заповеданными самим батюшкой Серафимом, и поэтому неукоснительно соблюдалось. История монастырей, основанных с благословения преподобного Серафима Саровского, необыкновенно интересна, богата событиями, яркими личностями первоосновательниц, блаженных. Аскетические традиции, заложенные старцем, находили свое развитие в монастырях, основанных им. В Дивеевском монастыре был целый институт блаженных и стариц, которые, являясь совестью монастыря, бережно сохраняли духовные традиции, заповеданные преподобным Серафимом. Ту же традицию продолжала блаженная Ирина из Спасского Зеленогорского монастыря. Основательница Знаменской Курихинской общины Анастасия, по примеру старца-наставника, но по своим силам, повторила его подвиг отшельничества и столпничества.

Изучение монастырских историй показало, что три монастыря были основаны при непосредственном участии преподобного Серафима Саровского: Ардатовский, Зеленогорский и Дивеевский; о двух он оставил предсказания: Дально-Давыдовский, Кутузовский; на открытие четырех женских общин преподобный благословил либо первоосновательницу, либо владелицу имения: Мало-Пицкий, Курихинский, Абабковский, Серафимо-Понетаевский; и один - Мелявский - был основан дивеевской блаженной. Каждый из этих монастырей стремился иметь у себя изображение батюшки и что-то из его вещей. Велика была сила веры у монахинь в то, что и после смерти старец не оставит заботой и попечением своих «сироточек» и основанные им монастыри. В этих монастырях развивались ремесла и рукоделия, уникальные для Нижегородской губернии, а монахинь отличала нелицемерная любовь к людям, забота и внимание, что отмечалось многими паломниками. Особенностью основания женских монастырей в конце XVIII начале XIX века явился и тот факт, что женщины не боялись основывать монастыри в глухих необжитых местах, вдали от проезжих дорог. Они словно бежали от больших городов от суеты и шума, ища тишины и покоя, тогда как ранее почти все женские монастыри основывались вблизи городов и селений.

В августовские дни 2003 года, в год столетия со дня прославления батюшки Серафима, пышные торжества прошли в Нижегородской епархии, в которой сейчас пребывают мощи дивного угодника Божия. Торжественные богослужения и молебны духовенство отслужило в городе Сарове в ныне восстановленном храме преп. Серафима Саровского, где в Успенском мужском монастыре подвизался смиренный подвижник, и куда крестным ходом на время перенесли его святые мощи. Тысячи паломников приняли участие в праздничной Литургии, которую святейший Патриарх Алексий II в сослужении высших архиереев, отслужил в знаменитом на весь Православный мир Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, монахинь которого духовно окормлял преп. Серафим Саровский.

Естественно, что в эти дни особенно возрос интерес в среде простых верующих людей, а также среди богословов, ученых, историков, краеведов к личности удивительного Саровского подвижника, снискавшего почитание, признание и любовь у народов разных стран и различных религиозных конфессий. Данная книга не повесть и не пересказ репринтных изданий прошлого века, это современное историческое исследование, которое включило в себя как церковную – агиографическую литературу, так и документы архивов, причем, не только духовной консистории, но и светских, гражданских ведомств, волею судьбы пересекавшихся с монашескими общинами. Целью этого исследования является введение в литературный и научный оборот нового комплекса архивных материалов, никогда ранее не публиковавшихся, которые, на наш взгляд, наиболее полно и достоверно описывают историю становления святых обителей и более объективно рассказывают о самых сложных периодах в жизни монастырских сестер.

Актуальность данного исследования заключается в том, что, не подвергая сомнению реальность исторических событий, которые происходили в жизни обителей, автор раскрывает их историю со слов официальных документов и лиц, управлявших монастырями и имевших непосредственное отношение к описанию происходивших событий, что делает данное исследование более достоверным. Обнаруженные архивные документы существенно отличаются от церковных хроник. Но текстовой анализ церковного текста, сопоставление различных архивных документов и новых неизвестных ранее дореволюционных публикаций, убеждают автора оставаться при своем мнении и излагать историю обителей, основанных батюшкой Серафимом, в свете обнаруженных архивных документов. Автор считает, что обнаруженные архивные материалы не отрицая сути происходивших в обители событий, показывают их глазами лиц, стоявших во главе этих обителей, их мнение также имеет право на жизнь, как и мнение послушниц, оставивших дневниковые записи о своей жизни в монастыре. Подлинность документов очевидна, а кто из них прав рассудит время. Думается, что не случайно документы бывшие под спудом столетия, становятся известны в наши дни. Они учат нас терпимости к чужому мнению, дают возможность людям, очернённым исследователями прошлых лет, рассказать о себе и о своём вкладе в развитие монастырей, увидеть, что не всё так однозначно было в их жизни.

«Где истина, её возможно ль знать?

Она лежит, наверно, посредине.

Но документ я предпочту былине,

Чтоб душ безвинных зря не обижать».
Так охарактеризовал этот труд, мой друг поэт, бард - А.Худин и я не могу не согласится с ним, именно желание снять грех обвинения с некоторых людей заставляло меня искать новые и новые документы, раскрывающие их личность, чтобы нынешние потомки не обвиняли их зря. Преподобный Серафим Саровский не оставил нам в письменном виде своего духовного наследия, но очевидцы донесли до нас записи своих бесценных бесед с батюшкой. Сегодня очень важно услышать простые бесхитростные слова батюшки Серафима, которые он говорил приходившим к нему людям. Возможно, это слышали и женщины, обращавшиеся к нему за благословением на открытие обители. На вопрос одного монаха: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?» «Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13, 8). «Эта глубокая и святая истина, которую о. Серафим уразумел из опыта собственной жизни, была, так сказать, заключительным словом его уст и печатью его подвигов». Это и ответ о его аскетическом учении, которое он передавал тем, кто стремился к монашеству.

История женских монастырей, возникших в Нижегородской губернии в XVIII начале XIX веков с благословения преподобного старца Серафима, достаточно убедительно показывает, что у духовных дочерей батюшки хватало решимости идти путем Святых отцов, подражать им в духовном делании и не бояться трудностей. Безгранично верили они в помощь и любовь Господа и Божией Матери, а так же в молитвы своего духовного отца - преподобного Серафима Саровского. Эта вера и решимость помогала им созидать святые обители.

Автор данной книги считает, что, сегодня нам нужны новые исторические сведения о преподобном Серафиме Саровском и о его духовном руководстве женщинами. Нужны новые публикации и исследования, расширяющие наши знания о Саровском старце, потому что облик преподобного Серафима Саровского, как почти всякого русского святого, необычайно многогранен и каждый церковный исследователь, прикоснувшийся к изучению его жизни, будет открывать все новые и новые грани этого удивительного подвижника. И что самое удивительное, жизнь батюшки и его духовный опыт, которые остались нам в воспоминаниях многих его духовных чад, будут подтверждать эту многогранность и открывать нам все новые и новые стороны его удивительной личности.

На главную страницу

Hosted by uCoz